РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей в течение дня строится на основе программы воспитания и обучения в детском саду. В программе даны примерные универсальные режимы дня для каждой возрастной группы. Основной формой обучения являются занятия, на которых используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Время, отведенное на игры, прием пищи, сон, прогулку и т.д. соблюдается в соответствии с санитарными правилами. Ежедневно дети гуляют в течение 4 часов, 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во второю половину дня перед уходом детей домой. Во время прогулки с детьми проводятся индивидуальные беседы, подвижные игры, наблюдения, осуществляется трудовая деятельность.
Самостоятельная деятельность детей (игры, трудовые поручения и т.д.) занимает в режиме дня в утреннее и вечернее время не менее 3 часов. Организация режима дня детей в детском саду, проведение всех режимных моментов, осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий; проведение организованных занятий, включающих рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок, соответствует санитарным нормам и правилам.
Информационно- техническое состояние и медико-социальное обеспечение ДОУ позволяет вести работу с детьми на более высоком, качественном уровне.
В ДОУ с целью воспитания здорового ребёнка и улучшения медико – социальных условий пребывания детей в детском саду создана ''Программа оздоровления воспитанников''.
Реализуются здоровьесберегающие технологии:
корригирующие гимнастики
логоритмика
фитотерапия
аромотерапия
дыхательная гимнастика
лечение на офтальмологических аппаратах
«Программа специальных образовательных учреждений 4 вида»
музыкальное и психомоторное развитие детей в ритмической деятельности и др.
Взаимоотношения взрослых и детей строятся на основе партнёрской педагогики с использованием личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей, что помогает саморазвитию детей, их социализации и развитию познавательных способностей.
Серьезное внимание педагогами МДОУ детского сада № 210 уделяется созданию предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
В детском саду комфортно и уютно. Каждый ребенок может найти себе занятие по душе. Все составляющие группового пространства предельно доступны детям: дидактический материал, игрушки для сюжетно-ролевых игр, костюмы, настольно-печатные игры, книги, альбомы, краски, карандаши и т.д. в каждой группе есть уголок уединения, где можно рассмотреть иллюстрации в любимой книге и репродукции картин, фотографии природы родного края, альбомы с фотографиями родных и близких людей, просто на время уединиться и отдохнуть. Основными критериями функционирования и обновления предметно-развивающей среды является возраст, период обучения, время года. Ребенка окружает стимулирующий его развитие материал трех видов: использовавшийся в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный»- позволяющий применять усвоение средства и способы познания в субъективно новых для ребенка условиях. Функциональная организация предметно-развивающей среды представлена изолированными центрами: уголок книги; науки; «мастерская», «изостудия», «театр», уголок для игр; коррекционно-развивающий уголок; уголок движения и т.д.
Повышению эффективности предметно-развивающей среды способствует постоянная работа педагогического коллектива над её оформлением: холлы, коридоры, залы окрашены в единой цветовой гамме; во всех групповых помещениях свет – нейтральный, его поток направлен на окрашенные в светлые тона стены и потолок, что способствует рассеиванию света и препятствует утомлению. Эстетически привлекательное оформление помещений в ДОУ способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Соответствующая расстановка мебели подсказывает, как лучше использовать пространство, регулировать передвижения детей, помогает обеспечить безопасность, позволяет педагогу налаживать эффективное взаимодействие с детьми, чтобы создать ребенку условия для его наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала.
Здоровье детей
Показатели соматического состояния детей за три года
Год
|
2021
|
2022
|
2023
|
Заболеваемость
|
536
|
516
|
477 |
Пропуск по болезни
1 ребенком
|
12,1
|
13,6
|
11,2
|
Индекс здоровья
|
20,7%
|
21,6%
|
21,3%
|
В результате проводимых оздоровительных мероприятий стабилизировано число здоровых детей от общего количества воспитанников и количество пропущенных дней одним ребенком по болезни.
Показатели заболеваемости стабильны, не превышают общегородские.
Результативность в коррекционно-развивающей работе психолога
Кабинет педагога – психолога оснащен всем необходимым оборудованием и методическим материалом. Педагогом разработан перспективный план деятельности по развитию социальной компетентности детей 4-7 лет на занятиях в повседневной жизни в детском саду и дома (на основе программы О.Л.Князевой «Я, Ты, Мы»). Составлена картотека игр для социально – эмоционального развития детей. Все занятия проводятся в игровой форме. Они направлены на сплочение детской группы, раскрытие их индивидуальных особенностей. В ходе проведенной работы уменьшилось количество детей «группа риска», повысился их социальный статус. Ребята при разрешении конфликтных ситуаций стали предлагать несколько вариантов поведения и проявляют большую инициативу при взаимодействии. Коррекционно – развивающая работа по готовности детей к школе была направлена на развитие произвольного поведения, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), графических навыков. В результате проведенной работы представлены достаточно высокие показатели психологической готовности воспитанников к школьному обучению.
Создание условий для логопедической помощи детям
В детском саду созданы все условия необходимые для работы учителей логопедов: отдельные логопедические кабинеты для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, также консультаций для родителей и педагогов МДОУ. Кабинеты учителей – логопедов оснащены необходимым оборудованием и дидактическим материалом. На занятия с учителем – логопедом зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы детского сада (дети с ФФНР и ФНР).
Логопедические занятия с детьми проводятся в утренние часы с учетом режима работы МДОУ, также 1 раз в неделю во 2 половине дня для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимую консультацию, совет, рекомендации. Учителя – логопеды осуществляют ежедневное планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, в котором кратко отражается содержание логопедических занятий. Частота и периодичность занятий с каждым ребенком определяется характером и степенью выраженности у него речевого нарушения, а также возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями не менее 2-х раз в неделю. Продолжительность занятий составляет от 15 до 30 минут, в соответствии с возрастом детей и находится в прямой зависимости от их индивидуальных особенностей. В логопедической работе с дошкольниками выделяется 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Каждый из них включает определенные разделы, обеспечивающие содержание и направленную организацию работы.
Учителя – логопеды являются членами ПМПк детского сада. В качестве ведущих специалистов по речевому развитию проводят обследования детей, заполняют листы медико – психолого – педагогического сопровождения ребенка, разрабатывают рекомендации педагогам, специалистам, родителям по работе с воспитанниками, заполняя тетради взаимосвязи с воспитателями групп и специалистами детского сада.
Учителя – логопеды принимают участие в написании и обсуждении коллегиального заключения консилиума, консультировании родителей, определении основных задач коррекционных, индивидуальных и подгрупповых программ. Согласовывают подходы, как к общему, так и к речевому воспитанию детей с педагогами и специалистами МДОУ. Основой совместной коррекционно – развивающей работы специалистов, педагогов и родителей составляет разумное, чуткое отношение к состоянию ребенка, предъявление к его речи согласованных требований, адекватных возрасту и уровню речевого развития.
В наш детский сад поступают дети, имеющие помимо основного дефекта – зрения, недостатки речевого развития (ФН, ФФН, ОНР, ЗРР). Вся коррекционная работа логопеда строится с учетом из зрительных особенностей. В процессе логопедической работы специалисты включают упражнения, способствующие компенсации зрительной недостаточности.
Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание учителем-логопедом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде, индивидуальных зрительных возможностей (VIS) и уровня зрительного восприятия.
Логопед использует в работе двусторонний фланелеграф со светлой и темной стороной, а также подставку для соблюдения 45-градусного угла в направлении взора ребенка на картинке. Важным для логопеда является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия и т.д., а также особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.
Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности логопеды используют разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики, а также предусматривают смену видов деятельности на занятии.
В коррекционной работе наряду с задачами речевого развития ребенка с нарушением зрения учителю-логопеду необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта отражения, познания, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно-двигательного, зрительно-двигательного, зрительно-осязательного, зрительно-слухового.
Большое значение имеет и цветовая насыщенность демонстрационного материала, которая позволяет учебный материал превратить в легкую, доступную, интересную для ребенка игру.
Условия для коррекции зрения детей
В современной жизни наблюдается тенденция к снижению показателей здоровья детей дошкольного возраста. Ребенок, только еще входящий в жизнь, имеет целый «букет» различных заболеваний: хронические заболевания лор-органов, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервнопсихические заболевания, задержка речевого развития. Одной из проблем современных детей являются различные заболевания органов зрения. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов:
- наследственные заболевания;
- состояние здоровья матери;
- образ жизни семей при активном использовании компьютеров и различной
видеотехники.
Единственным в Красноперекопском районе, где дети могут улучшить свое зрение, является детский сад № 210. В нашем детском саду созданы условия для приема врача-офтальмолога, кабинет для лечения и коррекции зрения, кабинеты учителей-дефектологов, логопедов и психолога. Приобретено все необходимое оборудование для диагностики и лечения косоглазия и амблиопии: синоптофор, бивизотренер, АСИР, АВМО, макулостимулятор, лазеростимулятор «Сокол», компьютерные программы «Контур», «Ай», « RELAX» – и это не весь перечень аппаратуры. Лечение проводит сестра – ортоптистка. Процедура сопровождается релаксирующей музыкой. Врач-офтальмолог регулярно осматривает детей, назначает лечение, оценивает результаты.
Специализированная группа немногочисленна-10-15 человек. Специально обученные воспитатели внимательно наблюдают, как выполняются рекомендации офтальмолога, проводят специальные занятия и упражнения, позволяющие ребенку легче справиться с проблемой. Малыши не испытывают дискомфорта при ношении очков. Они с удовольствием принимают все игры и лечебные занятия, которые повышают их зрительные функции. С детьми занимаются опытные специалисты тифлопедагоги. Совместно с офтальмологом, психологом, музыкальным и физкультурным работником они выстраивают индивидуальную программу развития и оздоровления ребенка.
Под влиянием систематического педагогического и лечебного воздействия совместно с родителями, мы достигаем положительных результатов в оздоровлении и развитии детей.
Дети не только смотрят на мир здоровыми глазами, но и меняется их психика. Обычно замкнутые, скованные, привыкшие быть в стороне от детского коллектива, наши воспитанники становятся активными участниками всех игр, танцев и развлечений. Они постоянно участвуют в выставках, смотрах, конкурсах района и города.
Детский сад посещают дети общеразвивающей и компенсирующей направлен-ностей. Комплектование групп с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия) проводится по направлению департамента образования мэрии г. Ярославля на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Лечение и выздоровление малыша зависит только от наших совместных усилий.
Страница обновлена 15.09.2024